ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЕ -это качественное и безопасное психологическое сопровождение в сложные моменты жизни наших клиентов; это профессиональная команда психологов мастеров; это улучшение качества жизни методами XXI века; это личное консультирование, обучение на тренингах и семинарах и онлайн консультирование; это бесплатная ознакомительная программа и общение в ЧАТе; это постоянная практическая и исследовательская работа и возможность познакомиться с авторскими материалами.

Аутизм- знак вопроса

     Детский аутизм и помощь психолога в развитии эмоционально-личностной сферы ребёнка.
     Таня везла Юлечку в зелёной коляске навстречу с психологом Еленой Николаевной. Коляска была новая и самая любимая. Предыдущие две уже развалились, ведь возить Юлечку приходится постоянно четвёртый год. Юля сидела в коляске и крепко держала два пузырька с лекарствами. Её взгляд был прикован к ним даже тогда, когда подошла  незнакомая тётя и поздоровалась с её мамой.
     Елена Николаевна специально назначила первую встречу в парке, она хотела посмотреть, как ведёт себя Юля в людном месте. Мама по телефону сказала, что областной доктор поставил диагноз аутизм. Психолога удивило, что несмотря на то, что девочка в четыре года хорошо разговаривала, выгуливать её приходилось в коляске. Юля умела ходить, но она отказывалась на прогулке гулять ножками.
      Пока они прогуливались по аллее, Татьяна рассказывала психологу об их жизни с Юлечкой, о тех больших жизненных испытаниях, которые им выпали в первый года её жизни. Голос мамы и сейчас жалобно дрожал и был вполне трагический. Она продолжала повествовать о тяжёлых перипетиях:
     - О, Юлечка очень слабенькая. Все доктора находят у неё кучу проблем, и с пищеварением, и с иммунной системой, в общем, находят все болезни. И лечат Юлечку тоже от всех болезней. Мне приходится постоянно ходить по докторам и плакаться на свою жизнь, чтобы лучше лечили. Но хуже всего, что девочка больна аутизмом, она ни с кем не может нормально общаться.  Мне посоветовали обратиться к психологу. Помогите мне, - жалобно стонала Татьяна.
     Елена Николаевна  поняла, что  помощь хорошего психолога, возможно, последняя надежда измученной матери. Всё это время она внимательно наблюдала за Юлей. В течение получаса девочка не отводила взгляд от пузырьков с лекарствами, значит они её заинтересовали. Это  было не характерно для аутичного ребёнка, который обычно смотрит как бы внутрь себя.
     На следующей встрече дома у Татьяны Елена Николаевна познакомилась с Юлей поближе. Девочка на все предложения говорила: "Нет" и капризно отворачивалась или отбегала.
     - Давай почитаем книгу.
     - Нет.
     - Давай рисовать.
     - Нет.
     Конечно, у девочки ярко выраженный негативизм, который мучает и её, и маму. Однако Елена Николаевна обратила внимание, что девочка умеет подмечать и реагировать на всё, что её окружает. Она просто  не умеет управлять своим вниманием, "застревает". Психолог рассказала Юле, что ей уже четыре годика, и такие взрослые девочки не ездят в колясках. Юля опять сказала: "Нет", но на следующей прогулке с мамой категорически отказалась ехать в коляске. С тех пор она ходила по улицам с мамой самостоятельно. Психолог внимательно наблюдала за девочкой. Не слишком согласившись с врачами, однако, не имея права ставит диагноз, она для себя определила состояние Юли как "госпитализм" и трудности с управлением вниманием. Это  может быть вызвано  отсутствием нормального общения и воспитания при сохранном интеллекте, а так же повышенной тревожностью матери. .
      Началтсь практические занятия с Юлей. Психолог нашла приёмы для расширения поля и объёма внимания, обучила им маму. Теперь когда они гуляли вместе в парке, Елена Николаевна через каждые три метра останавливалась и говорила Юле:
     - Смотри, какая птичка, смотри, какая интересная коры на дереве, а с другой стороны смотри, другая птичка полетела.
     Мама Юли, сама раньше занимавшаяся с чужими детьми, удивлялась:
    - Ведь я всё это знаю, а со своим ребёнком забываю применять.
     Заставила Елена Николаевна маму выполнять основные правила воспитания и меньше сосредотачиваться на постоянном лечении Юли. Жить стало гораздо легче, однако поведение Юли всё ещё отличалось от обычного детского поведения. Через три месяца мама отказалась от услуг Елены Николаевны. Она решила найти ещё более хороших специалистов для своего ребёнка.
     Два года прошли в эти поисках. Однако ни одно новой лечение, ни одного нового доктора ни на йоту ни сдвигало ничего в состоянии Юли. А вот  упражнения, которым обучила маму Елена Николаевна, действовали великолепно. Мама попыталась найти нужного доктора в крупных областных центрах, в столице, но это было напрасно потраченное время и деньги. Врачи занялись лечением аутизма, но  проявляли полное отсутствие внимания к рассказам мамы, когда девочка получает успехи, а когда у неё ничего не выходит, и назначали очередное лекарство.
     Тогда мама сосредоточила свои усилия на дорогих платных группах развития для малышей. Она честно рассказывала очередному психологу или педагогу про особенности Юлечки. Ей мило улыбались, брали деньги, но вот ребёнком индивидуально нигде не занимались, необходимого Юле внимания к её особенностям нигде не уделяли.
     - У нас программа, и мы не можем от неё отступать, - говорили одни.
     - Мы работаем по определённому методу, и нам нельзя его менять, - говорили другие. Юля же в это время неподвижно сидела в углу игровой комнаты, наполненной самыми умными, самыми развивающими материалами.
     Через два года Татьяна опять пришла к Елене Николаевне.
     - Помогите, дочку с таким диагнозом не берут в детский сад, - жалобно стонала она. – Как же моя Юлечка пойдёт в школу?
     Занятия начались опять. Помощь психолога при аутизме была оказалась самой действенной. Елена Николаевна дивилась, как быстро Юля схватывает всё новое. Молодец мама, она всё это время занималась со своей дочечкой. После дополнительных занятий с психологом Юля уже умела и читать, и решать задачи, активно поддерживала беседу. Она могла и с незнакомым человеком поговорить, если этот человек проявляет активность. 
     Елена Николаевна поставила для себя две цели, вывести маму из позы жертвы и дать Юле то общение, которого она заслуживает. К сожалению, у Елены Николаевны в группе развития были только больные дети с особенностями в поведении, но она рискнула посадить туда Юлю.
     - Ты будешь мне помогать, - сказала она Юле.
     Девочка  забыла ответить своё коронное "нет" и стала вести себя как помощница Елены Николаевны. Она с удивлением наблюдала за детьми и сообщала:
     - Дети какие-то не такие, не правильно себя ведут.
     - Ты молодец, ты знаешь, как правильно себя вести, -отвечала психолог.
     Они решили подобрать для каждого ребёнка свою игру. Толика Юля просто трогала за руку, он её трогал в ответ, потом они оба смеялись. Машеньку Юля выводила из стопора тем, что качала её за плечи, тогда Машенька начинала смотреть на картинки. Эта работа Юле очень нравилась, она бегала между детьми радостная и весёлая. Её негативизм растворился в интересе к другим детям. Она вела себя как человек , у которого долгое время не было возможности свободно дышать, и который начал дышать свежим воздухом полной грудью.
                                  Ольга Бараблёва, Елена Мурза
Более подробно статья "Интервью с психологом о стратегии помощи при аутизме"

0
Ваша оценка: Нет