ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЕ -это качественное и безопасное психологическое сопровождение в сложные моменты жизни наших клиентов; это профессиональная команда психологов мастеров; это улучшение качества жизни методами XXI века; это личное консультирование, обучение на тренингах и семинарах и онлайн консультирование; это бесплатная ознакомительная программа и общение в ЧАТе; это постоянная практическая и исследовательская работа и возможность познакомиться с авторскими материалами.

Конфликт учеников и учителей

                                                     Как наказать за плохое поведение в школе?
 Мама десятилетнего школьника обратилась с запросом к психологу, как наказать за плохое поведение в школе. "В чём заключается плохое поведение, и что за ситуация в школе?"- спросила психолог. Мама обрисовала конфликтную ситуацию, в которой сначала действовали двое: ученик и учитель, а потом учитель втянул в ситуацию ещё нескольких человек. Что же случилось в школе?
     Ученик на уроке вёл себя демонстративно, баловался. Есть учителя, которые пресекают такие вещи. Строгий взгляд, и шалунишка приходит в себя. Но на этот раз учительница стала обвинять ученика: "Что же ты так себя безобразно ведёшь?". Тем временем к шалуну подключился ещё один ученик. Учительница не выдержала беспорядка и побежала к завучу. Там она расплакалась и стала громко кричать, что уйдёт из школы. Завуч позвонила маме и обвинила маму в том, что она не воспитывает ребёнка. Мама позвонила папе и бабушке мальчика и сказала, что во всём виноват отец, так как он мало занимается воспитанием. Бабушка позвонила папе и добавила масла в огонь, стала упрекать его в плохом воспитании сына.
     Когда десятилетний мальчик пришёл со школы, ситуация разрасталась. Родители обвиняли друг друга. Наконец, мама пришла к психологу с извечным вопросом, лупить или не лупить, и как же всё-таки наказать?
    
      Разобраться в ситуации с психологом.
      Хорошо, что она нашла грамотного детского психолога. Специалист сказала, что, конечно же, нельзя бить ребёнка. Потом они вместе спокойно стали разбираться с мамой в ситуации. Причём мама сама искала выходы из положения. А если не могла их найти, то выбирала из вариантов поведения, предложенных психологом.
      Вероятно, ситуация была бы совершенно другая, если бы учительница не устроила истерику. Учительнице пора было  менять способ общения. Ей стоило не искать в классе самого плохого, а  думать, как включить внимание класса, как управлять этим вниманием, или явлениями демонстративности учащихся. Способность управлять классом может быть сформирована. Учительнице полезно было бы осознать, что проблема в её управлении классом и что она может совершенствовать свои организаторские способности.
     Но что же всё-таки делать маме? Ведь на приём пришла не учительница, а мать.Психолог предложила маме почувствовать, что будет, если ребёнка наказать за то, что он обидел учительницу. "Вы приходите домой и говорите: "Ты обидел учительницу. Она вся в слезах". Теперь встаньте на место ребёнка и почувствуйте его ощущения. Что понимает ваш сын?"

     Мама на месте сына.
     Мама встала на место сына и, руководствуясь внутренними интуитивными сигналами, сказала о том, как понимает ситуацию её ребёнок: "Я выиграл, я очень сильный. Я смог обидеть взрослую учительницу". Психолог ввела её в положение  другой стороны, и  мама прислушивалась к себе и произнесла то, что соответствует её внутреннему пониманию. Мама на месте ребёнка с удивлением обнаружила, что если серьёзно наказать, то тогда её сын поймёт, что он очень сильный. Он смог обидеть учительницу. Откажется ли он от своего поведения, если он получает такой выигрыш? Вряд ли.
    А что произойдёт, если ученик, придя домой и ожидая взбучки, найдёт спокойное нейтральное деловое поведение родителей? Мама, встав на его место, сказала, что он будет в недоумении. Маме был задан вопрос, что будет с вашим сыном, если накажете, и что будет, если не накажете? В каком случае у ребёнка больше шансов подумать над своим поведением, когда он в недоумении или когда он наказан? И если заставить ребёнка недоумевать, то что делать дальше маме?

     Мама - мудрый наблюдатель.
     Поэтому мама вместе с психологом стала разбирать разные варианты. А что будет, если маме опять позвонит завуч? Если опять завуч будет обвинять, а мама согласится и сильно накажет сына. Мама с позиции более мудрого наблюдателя замечает, что это никак не повлияет на улучшение взаимодействия ученик- учительница. Маме осознала, что ей нужно будет сказать, что она будет обсуждать проблему только с учительницей. С ней можно договориться, как добиться большей заинтересованности сына на уроке. Родителям и учителям стоит уточнить общую тактику поведения с обсуждением результатов и необходимыми изменениями.А отвратительное поведение нужно назвать отвратительным.
     В данном случае завуч передала жалобу учительницы родителям в усиленном виде , загнала ситуацию в тупик. Функция завуча -обогащать своих подопечных приёмами и методами педагогического мастерства. А в этой ситуации не было даже элементарного сбора информации, как и на что реагирует данный ребёнок, как найти с ним должное понимание.

     На детском тренинге.
     На детском тренинге психолог проработала ситуацию конфликта, где ученик мешает учителю проводить урок. Каждый участник группы побывал на месте шалуна и каждый получил вопрос: "Зачем ты это делаешь?" От имени нарушителя дисциплины все участники группы по очереди сказали: "Хочу внимания, хочу быть сильным, хочу чтобы меня признавали". То есть шалун на самом деле не шалит, а добивается самоутверждения.
    После этого психолог предложил детям поискать, какой способ может применить учитель, чтобы ученик прекратил мешать. Дети подсказывали различные способы, и вся группа решала эффективные они или нет. Например, насколько результативно, если учительница орёт, как подорванная или ставит ученика в угол. Дальше все опять по очереди занимали позицию ученика. И тут стало ясно, что баловством достигается только цель привлечения внимание. Главная цель - завоевать авторитет не достигается. Вся тренинговая группа отметила, что поведение повторяется, потому что цель ребёнка не достигается. Шалун вновь и вновь негодными методами пытается достичь хорошей идеи. Про такого ученика в группе говорили: "Он тупит". Вот тут и надо вводить грамотную подсказку взрослых.
     В конце тренинга дети изменились, поутихли, стали другие. Когда думаешь - уже не тупишь. Тщательная проработка вызывала изменение выражения лиц, на них отразилась серьёзная мыслительная работа. Произошла первая ступень очень полезной внутренней работы. Заработал один из методических приёмов –осознание: "Что ты сейчас делаешь, зачем?"
   И эта первая ступенька, конечно, требует продолжения. Потом следует поиск способов эффективного признания. Тренировка и закрепление найденных способов.
                                                                                                                         Ольга Бараблёва
Похожая статья: Елена Мурза "Ваш успешный ребёнок"
                                                  "
Что надо делать, чтобы ребёнок хорошо учился?"
                                                  "
Направление мотивации при обучении"
                                                  "
Этапы обучения".

0
Ваша оценка: Нет