ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЕ -это качественное и безопасное психологическое сопровождение в сложные моменты жизни наших клиентов; это профессиональная команда психологов мастеров; это улучшение качества жизни методами XXI века; это личное консультирование, обучение на тренингах и семинарах и онлайн консультирование; это бесплатная ознакомительная программа и общение в ЧАТе; это постоянная практическая и исследовательская работа и возможность познакомиться с авторскими материалами.

Лучик внимания

     Чем связаны личности мамы и её и ребёнка?     
     Чем связаны личности мамы и её и ребёнка? Многие скажут любовью, заботой. А если понаблюдать за этой парой в парке или на детской площадке, в гостях или в поликлинике, то можно увидеть, что любая мама и её ребёнок действительно как бы связаны невидимыми нитями. Только в глазах мамы постоянно светится не любовь и забота, а внимание. Ребёнок как бы находится на арене цирка, а мама направляет на него прожектор своего внимания. Она ежесекундно интересуется, как у ребёночка дела, нужна ли помощь, всё ли у него так же, как это положено у других детей?
     Даже отвлекаясь на свои нужды, мама знает, где в этот момент её ребёнок и что он делает. Известная история, когда мама на кухне, а ребёнок в другой комнате громко кричит, играет в солдатики. Мама спокойно слушает вопли и стуки. Но вот наступила тишина. Мама всё бросает и бежит в другую комнату смотреть, что же случилось. И вовремя, потому что ребёнок полез в сервант. А там столько интересных вещей. А затих он, потому что ему запретили открывать дверь серванта, и он хочет потихонечку нарушить запрет. Но мама вошла вовремя, луч её внимания даже по звуку определил возможную картину событий.

     Ребёнок  держит маму  в луче своего внимания                                 
     Ребёнок тоже держит маму постоянно в луче своего внимания. Что бы он ни делал, он опирается в своих действиях на реакцию мамы. Немедленную, если он маленький, или отсроченную, если он подросток. Психологи считают, что мы становимся по-настоящему взрослыми, когда начинаем действовать без оглядки на своих родителей. Ведь и в пятьдесят лет можно постоянно оглядываться на маму и каждый раз думать, что она скажет или сказала бы, если она уже умерла.
    Обычная картина на улице. Двухлетний ребёнок идёт с мамой, но периодически вырывается и убегает вперёд, мама спокойно идёт дальше, догоняет его и всё повторяется. Убегая от мамы, ребёнок оборачивается и смотрит на её реакцию. Но вот ребёнок побежал вперёд, а там перекрёсток, он слышит мамин окрик, обернувшись, он видит, как мама с перекошенным лицом кидается к нему со всех ног. Ребёнок притормаживает, мама успевает его поймать ещё на тротуаре и начинает ругать малыша за непослушание. Карапуз может даже всплакнуть. Однако глаза его спокойны, он выяснил, где опасность, знает, что мама его защитит и понял, что иногда надо притормаживать.

     Сначала внимание должно быть тщательным, обеспечивать безопасность, поток внимания непрерывный, затем его качество должно меняться с возрастом ребёнка.  Внимание мамы  должно соответствовать возрастным задачам. Её внимание  и контроль  сосредотачивается  на том, чему обучается ребёнок и как он это делает самостоятельно. В разные периоды у ребёнка разные задачи.
     Всё бы было очень великолепно, если бы луч внимания ребёнка на мать и мать на ребёнка служил только полезному и безопасному развитию. Если мама понимает, что ребёнок находится в другом возрастном периоде и  обращает внимание на новые важные вещи, то всё хорошо. И плохо, если ребёнок уже перешёл на новый этап, а мамино внимание ещё на предыдущем. Тогда луч внимания становится похож на путы, которым стреноживают коня.

     Например, ребёнок пошёл в первый класс и возрастные задачи – навыки самообслуживания школьника. Он учится вовремя собрать книжки, приготовить форму, сделать уроки. А мама продолжает уделять особое внимание проблемам питания. Иногда она даже продолжает кормить из ложки, она следит за тем, чтобы ребёнок поспал, поел, умылся. А за уроками следить у неё уже нет сил. Ей не интересно, как замотивировать ребёнка на учёбу, она не вникает в суть того, как ребёнку объяснить трудный материал. Для неё самое главное, чтобы формально уроки были выполнены. Сам факт выполнения уроков приобретает большую значимость, чем процесс и понимание ребёнком того, что он делает. Она напрягает и себя и ребёнка, они нервничают.
    Мама, неправильно освещающая своим вниманием ребёнка, в отличии от хорошего психолога или хорошего учителя не задаёт себе вопрос "А как обучить ребёнка делать уроки? Что ребёнок сегодня понял? Что он научился делать? Может ли он самостоятельно найти ошибку?" Если мама интересуется, что ребёнок делает сам, чего он делать ещё не может, а чему обучиться в силах, то тогда учебная деятельность продвигается более успешно.

      Луч внимания мамы-это инструмент.

         Луч внимания мамы младшего школьника должен быть сосредоточен на развитии умения ребёнка, а не на удовлетворения биологических потребностей. Луч внимания – это как постоянный план напоминание, в какую сторону должно двигаться развитие ребёнка.

     В подростковом возрасте внимание мамы должно быть больше приковано к целям ребёнка к соответствию их моральным нормам.  А дальше, когда ребёнку  16-18 лет самый главный вопрос мамы: "А кем ты станешь? Куда пойдёшь учиться?" С возрастом вопрос звучит так: "А что ты сделал для своей семьи, для всего общества?" Даже если родители уже умерли, при правильном воспитании в своё время взрослый умудрённый жизнью человек теперь задаёт этот вопрос себе сам.
      Можно предложить маме, которая постоянно тревожится за своего шестилетнего ребёнка, пусть сравнит, что умеет её ребенок, и что делают все шестилетние дети. Если ему семь лет, то что делают все семилетние. Маме не нужно сравнивать его с конкретным ребёнком. Лучше сравнивать его со всеми детьми его возраста. И ни в коем случае не упрекать или расстраиваться, а направить луч внимания на отстающие позиции. Луч внимания как в сказке придаёт сил и энергии тем участкам, где их не хватает. Можно представить его в виде волшебной силы, которая вытаскивает и улучшает всё, на что направлена.
     Интересно задать вопрос: "А как его обучить тому, что он ещё не умеет, хотя другие уже умеют?" Главным союзником мамы в этом архиважном вопросе всегда выступает сам ребёнок. Даже если он иногда и капризничает или забывает, но ему очень хочется уметь делать то, что и все дети его возраста. Отчаянного непоседу можно усадить за спокойное занятие, сообщив, что дети его возраста уже умеют вырезать или лепить. Невнимательного мальчишку можно спросить: "Ты уже достаточно взрослый чтобы найти ошибку в упражнении или тебе помочь, как я это делала раньше?" Если мама не умеет построить такой диалог с ребёнком, её может обучить  этому опытный детский психолог. После работы со специалистом ребёнок учится гораздо быстрее и качественнее.

     Луч внимания мамы - это инструмент для развития ребёнка. Не все мамы сознают, какой это мощный инструмент, и что она может очень многое с его помощью сделать. Это как раз то, чего постоянно ждёт от мамы ребёнок. Он постоянно ждёт не внимания к тому, что он уже умеет, а внимания к тому, чему он учится.
                                                                                       Ольга Бараблёва

                                                                                       Елена Мурза

     Опубликовано в газете "Истинное Здоровье".
     Подписной индекс по Приазовью - 91276, по Украине – 89437.

     Вы узнаете обэтой теме больше в статьях: "Что надо делать, чтобы ребёнок хорошо учился?
                                                                              "Ваш успешный ребёнок"

0
Ваша оценка: Нет