ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЕ -это качественное и безопасное психологическое сопровождение в сложные моменты жизни наших клиентов; это профессиональная команда психологов мастеров; это улучшение качества жизни методами XXI века; это личное консультирование, обучение на тренингах и семинарах и онлайн консультирование; это бесплатная ознакомительная программа и общение в ЧАТе; это постоянная практическая и исследовательская работа и возможность познакомиться с авторскими материалами.

Направление мотивации при обучении

     Направление мотивации.
     Можно спросить любого ученика "Что тебе больше нравиться, получать хорошие оценки или не получать плохие?" и сразу определить направление мотивации. По ответу ясно, ученик стремится к достижению результата или избегает плохих отметок. В первом случае надо хвалить ученика, а во втором рисовать неприятную картину получения плохой оценки за несделанное задание.
      Практика показала, что этот принцип довольно легко объяснить родителям, самим детям средних и старших классов, людям, изучающим НЛП, и желающим улучшить мотивацию себя и других, например при организации трудовой деятельности. И действительно, если учитывать направление мотивации, снимается излишнее напряжение, ученики легче учатся, работники начинают понимать требования начальства. Все люди, обучившиеся методам НЛП, получают при применении направления мотивации положительный результат. И именно результат, а не развитие своих способностей, улучшение творческого мышления или обучение создания и выполнения проекта.
      То есть, мама получает более успешно учащегося ребёнка, если применяет к своему ребёнку правильное направление мотивации. Например, она всегда интересуется оценками, хвалит за хорошие отметки, организует в конце четверти поездку или детский праздник. Конечно, если у ребёнка мотивация достижения. Мама, пугающаяся плохих оценок, наказывающая за неуды, организующая подготовку к контрольной работе "чтобы не получить двойку", тоже получает успешно учащегося ученика, если у него мотивация избегания.
      Направление мотивации и современная педагогика.
      В списке успешно применяющих направление мотивации, к сожалению, нет профессиональных педагогов. Не секрет, что подавляющее большинство учителей в школе делится на тех, кто любит ставить высокие баллы и на тех, кто предпочитает низкие. И у тех и у других есть своя аргументация, однако и сто и пятьдесят лет назад талантливые учителя действовали по другому, они подмечали, какая оценка данного ребёнка стимулирует больше, и применяли к каждому конкретному ученику свою шкалу. Школьная система с помощью тщательно разработанных циркуляров старательно вытравливала  основы индивидуального подхода, усредняя всё, что можно усреднить и сделать однообразным. Даже сейчас о направлении мотивации говорится далеко не в каждом педагогическом вузе, а ссылка на методики НЛП считается кощунством.
     Но даже в идеальном варианте, когда мотивация учитывается, а мама и учитель отслеживает постановку положительного и отрицательного якорей (закрепляют  положительные и негативные эмоции с элементами поведения), они получают в лучшем случае старательно учащегося ученика. И только ученика, умеющего освоить ту сумму знаний, которую ему дают. Где в последующей жизни ему пригодится эта способность? В вузе, наверное, меньше платить за обучение. И что? Какой вуз какого специалиста подготавливает к тем условиям, с которыми ему придётся столкнуться в реальной жизни? И какие реальные жизненные условия дают человеку ресурсы (зарплату) только за способность хорошо усвоить информацию? Особенно, если любую информацию можно получить нажатием компьютерной кнопки?
      Цели обучения.
      И вот тут интересно подойти к цели обучения. Сейчас, в XXI веке все согласны с тем, что ситуацию в любом направлении человеческой деятельности, будь то медицина, экономика, знание языков, строительство или  энергетика, меняется непредсказуемо и стремительно. Можно высказать предположение, что наше  меняющееся общество будет и в дальнейшем непредсказуемо меняться. Поэтому повторим не новую мысль, что неизвестно что, из того, что ученик школы или вуза учит, ему пригодится. Умные родители сейчас решают развивать ребёнка, давая ему определённые знания, в самых разных направлениях. Однако рискнём предположить, что такой всесторонне знающий человек, столкнётся с теми же жизненными проблемами, так как знания за время его обучения, опять изменят качественный состав.
      Кто же будет более востребован при любом пока непредсказуемом развитии общества? Можно опять рискнуть и  предположить, что будут востребованы люди с уникальными способностями в любом направлении, умеющие эти способности развивать и приспосабливать к нужному контексту. Это и стоматологи, знающие гипноз, и имиджмейкеры, завязывающие дружеские отношения с клиентами, веб-дизайнеры, умеющие учитывать мотивацию клиентов, строители, знающие компьютерный дизайн, массажисты-диетологи, "на все руки мастер", живущий по соседству и няня, знающая разговорный французский и гимнастику Хаду.
      Развитие уникальных способностей.
     Можно осознавать, что цель обучения – не усвоение тех или иных разносторонних или специализированных знаний, а развитие уникальных способностей человека. И с этими уникальными способностями и умением перестраиваться, человек найдёт себе применение в любом обществе. При формировании уникальных способностей у общества формируется и потребность в них. Стоит пояснить эту мысль на примере. До появления импрессионистов и абстракционистов, никто в мире не тратил деньги на покупку картин, написанных в жанре импрессионизма и абстракционизма. То есть сама по себе уникальная способность вызывает спрос в обществе на такую способность и рождает целое направление людей, развивающих и поддерживающих это направление.
    Так вот, если ставить целью развитие уникальных способностей, то применения положительной или негативной мотивации, т. е. другим языком  использование подкрепляющей обратной связи с подкреплением по результату, оцениваемым по готовому шаблону, маловато. Далеко не все дети или взрослые таким образом становятся уникальными личностями с неповторимыми способностями. А есть ли в арсенале современной психологии метод, который развивает творчество и уникальность?
    Метод обратной связи.
    Есть много самых разных изысканных методов, но один из самых простых и эффективных -это метод обычной обратной связи. Правда направлена эта обратная связь не на результат деятельности, а на процесс или промежуточные результаты. При этом последующая работа идёт по многим направлениям. Задаётся вопрос, можно ли это сделать лучше, быстрее, чем это делалось раньше, можно ли найти новое применение в новом контексте. Это момент, когда ребёнок рассказывает маме выученное стихотворение и запинается, а мама обращает внимание не на ошибку или хвалит за старание, а, допустим, замечает, что ребёнок хорошо меняет голос по ролям. И мама спрашивает: "А сможешь прочесть взрослую пьесу, там девушка и парень, по ролям?" Может именно за это стихотворение оценка будет не самая лучшая, но ребёнок откроет для себя мир пьес, а там работа с голосом, актёрство, сценарии и т. д. Если мама будет проявлять свой интерес, даже без поощрения и наказания (в данном случае интерес является самым большим поощрением, а его отсутствие  самым большим наказанием), то ребёнок будет с ответным интересом развивать свои способности в этом направлении.
     Закрепление творческих инсайтов.
     Для творческого развития маме стоит спрашивать у ребёнка: "А ты это можешь? А это? А вот это у тебя получится? А сам сможешь это освоить? А если взять учителя?" При угасании интереса  его можно поддерживать некоторое время, закрепляя найденные творческие инсайты. Например, можно спросить: "А ты можешь подражать голосу животных? А как это может использовать зоолог или ветеринар?" Однако, при длительном снижении интереса, можно искать дальше, а что ребёнок может ещё, а что у него получается хорошо, а что лучше, чем у сверстников. В таком случае образуется творческий союз по развитию способностей, родители становятся духовными спонсорами своего ребёнка, а взрослые партнёры ускоряют развитие друг друга.
                                                                                Елена Мурза
На эту же тему:
Статья "Лучик внимания"
Статья "Что надо делать, чтобы ребёнок хорошо учился?"
Статья "Этапы обучения"
Статья "Зачем развивать способности"
 

0
Ваша оценка: Нет