ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЕ -это качественное и безопасное психологическое сопровождение в сложные моменты жизни наших клиентов; это профессиональная команда психологов мастеров; это улучшение качества жизни методами XXI века; это личное консультирование, обучение на тренингах и семинарах и онлайн консультирование; это бесплатная ознакомительная программа и общение в ЧАТе; это постоянная практическая и исследовательская работа и возможность познакомиться с авторскими материалами.

Распространенные ошибки в воспитании детей

Соединение информации и эмоций.

     Пока ребенок маленький, основной родительской заботой является удовлетворение его биологических потребностей. Ребенок выражает свои потребности эмоционально, то есть телесно. Он кричит, плачет, капризничает. При этом неудовлетворенные потребности рождают в теле напряжение, а их удовлетворение расслабление. Что в ответ на сигналы ребенка делают родители. Они заставляют себя понять, что происходит и выполняют необходимые в связи с понимаемой информацией действия. При этом, конечно же, имеют место родительские переживания, но у здоровых родителей все же понимание доминирует над эмоциональными переживаниями. Имеет место разделение информации и эмоций.
     С появлением речи, начинает развиваться вербальное (словесное) мышление ребенка. Теперь ребенок пробует понять, что происходит. При нормальном развитии родители создают условия для обмена словесной информацией с ребенком. Они добиваются, чтобы ребенок сообщал о своих намерениях с помощью слов и тренируют ребенка в том, чтобы его словесное сообщение было понятным для другого человека. "Скажи понятно", "Повтори еще раз свою просьбу, чтобы я тебя сейчас услышал(ла)", "Ты сейчас рассказываешь о чем?", "Ты сейчас говоришь мне или папе (маме)?" и т.д. При этом эмоциональные сообщения ребенка в виде каприз, истерик и других аффективных вспышек родителем Не понимаются. "Успокойся и объясни мне словами, что ты сейчас хочешь".
     Родители обучают ребенка разделять чувства и информацию. Здоровым, нормальным развитием ребенка является переход из сферы чувственного обмена в сферу словесно-информационного обмена. Так рождается взаимопонимание.
При этом чувственная сфера не отменяется, она просто перестает быть доминирующей.
     Ошибкой родителей является раскачивание чувств у ребенка и игнорирование перехода в словесно-информационную область существования.  Подобные ошибки ведут к невротизации ребенка и снижают его адаптацию к жизни.
                                                                                "В кого пошел мой ребенок" 
      Второй распространенной ошибкой родителей является мнение о том, что их ребенок "в кого-то пошел". По этому поводу обычно употребляют следующие фразы: "У него (нее) папин характер", "Он (она) весь в маму", "Он в нашу родню" или… что-нибудь еще в этом роде.
     На самом деле речь идет о каком-то определенном типе поведения. С поведением ребенок не рождается, он его отрабатывает на многочисленных формах и типах общения с близкими взрослыми. Как это происходит?
     Дети всегда следят за реакцией взрослого, чтобы знать как вести себя дальше. В зависимости от реакции взрослого у ребенка формируется определенный тип поведения в окружающем мире. Этот тип поведения соответствует тому пониманию, которое ребенок вынес из общения.
     Существуют наиболее типичные, но в разной степени распространенные способы реагирования взрослых на поведение ребенка.
     Способ первый. Ребенок упал, плачет и идет к маме за ответной реакцией. Мама бросает дело, которым она занималась, бросается к ребенку, многократно целует в лобик, в носик, в щечку постоянно повторяя: "Ты мой хороший, ты мой любимый, ты мой золотой, где наша ранка, сейчас мама помажет  ранку, мама полечит ранку… давай я тебя пожалею, давай я тебя покачаю"  и т.д. Что понимает ребенок? Если что-то случилось, нужно бежать за помощью и ожидать, что тебе помогут и пожалеют и приголубят. Формируется поведение зависимое от обстоятельств.
     Способ второй. Ребенок упал, плачет, ему больно, он идет к маме, которая продолжает разговаривать с подружкой по телефону, отворачивается от ребенка, роняя при этом фразу: "Подумаешь упал, заживет, иди". Что понимает в этом случае ребенок? Если тебе трудно, никто не придет на помощь. Выкручивайся сам, как умеешь. Формируется независимое поведение.
     Способ третий наиболее разумный. Ребенок упал, плачет, ему больно, он идет к маме за помощью. Мама говорит подруге, что перезвонит. Поворачивается лицом к ребенку, видит сбитое колено, гладит ребенка по голове и говорит: "Ты упал. Поранил колено. Это очень больно. Ты уже знаешь, что ранку нужно промыть и смазать зеленкой. Тебе помочь?" Такая реакция мамы формирует понимание того, что все в жизни бывает, нужно найти правильный выход из ситуации. Формируется самостоятельность и отзывчивость.
     Но есть и еще один способ реагирования. Он встречается реже и относится к самым неблагоприятным факторам формирования характера ребенка. Это растерянность или замешательство, выражающееся в ступоре или оцепенении. В основе такой реакции лежит страх, который блокирует мышление, и взрослый не понимает, что нужно делать, как реагировать на случившееся. Отсутствие действий – это блокирование потока энергии к ребенку, уход от взаимодействия. Нарушается связь, нарушается обмен. Что понимает ребенок в этой ситуации?
     Ребенок не понимает ситуации. И в зависимости от природной нервной организации, он может либо переключиться на свои дела (в лучшем случае), либо отстраниться от контактов и уйти в себя, боясь взаимодействий с внешним миром. Этот четвертый тип взрослого реагирования наиболее близок к формированию у ребенка развития по аномальному типу. Именно здесь, в этом способе реагирования могут находиться и корни аутизации.
     Что делать взрослому, если обнаружилась такая реакция? Менять ступор на действия. Не стойте на месте, двигайтесь в пространстве и делайте хотя бы что-нибудь для начала, и задавайте себе вопросы: Что делает ребенок? Что я делаю? Что сейчас понимает ребенок? Что нужно сделать прямо сейчас? Что должен понять ребенок? Как я его приведу к такому пониманию? Вопросы помогают включать мышление и ВЫ становитесь активны, и ваш ребенок начинает тоже думать, а не бояться.
     Каждый взрослый вносит свой вклад в развитие характера ребенка, образовывая с ним взаимосвязи. Однако наиболее сильным тренером поведения ребенка является его мама. Когда мама начинает понимать свою реакцию на поведение ребенка и думает, что полезнее - оставить ее или заменить - это и будет решающим моментом в формировании характера ее малыша. Потому что характер – это сформированный, отрепетированный с помощью взрослых способ реагирования на окружающий мир. И если вам не нравятся слова, что ваш ребенок в кого-то пошел, заставляйте его думать и быть самостоятельным, быть самим собой.

                                                                           Ольга Бараблева 
     Похожий материал: статья "Будьте внимательны к своим детям" 

0
Ваша оценка: Нет