ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЕ -это качественное и безопасное психологическое сопровождение в сложные моменты жизни наших клиентов; это профессиональная команда психологов мастеров; это улучшение качества жизни методами XXI века; это личное консультирование, обучение на тренингах и семинарах и онлайн консультирование; это бесплатная ознакомительная программа и общение в ЧАТе; это постоянная практическая и исследовательская работа и возможность познакомиться с авторскими материалами.

Что делать с дураками

     Кто такой дурак.
     Дурак по определению, очень глупый человек, который "забивает гвозди микроскопом". А вот дальше с дураком сложнее. Что забивает гвозди не тем предметом, это ясно. Не ясно, почему. Не обучили? Так это не дурак, а необразованный. Или он имеет детскую травму, например, у него на глазах папа или мама забивали гвозди микроскопом. Это тоже не дурак, ему к психологу надо. Исключив эти категории, остаётся некое огромное количество людей, которое не хочет учиться и не хочет лечиться, а хочет забивать гвозди микроскопом. Один раз у них не было молотка, а был микроскоп, и получилось забить гвоздь. Мысль этих людей течёт приблизительно таким образом: "То, что я разбил микроскоп, забивая гвоздь, это вина микроскопа, надо было его делать прочным, как молоток. Если кто-то этим недоволен, то он что-то против меня имеет".

     Дурак простой  и дурак идейный.
     И тут мы сталкиваемся с двумя сортами глупости. Во-первых, с простотой, которая хуже воровства. Человек наивен и прост, а делает страшные вещи, не ведая, что творит. Во-вторых, с идейной глупостью, когда человек знает, что поступает неэффективно, но сопротивляется всякому изменению. Он воспринимает любые изменения как нападки на свою идентичность, целостность. То есть, ему буквально кажется, что если он что-то поменяет в образе действия, восприятия или мышления, то он перестанет быть сам собой. Такой идейный дурак с одной стороны безопаснее первого, так как раз он живёт с такими убеждениями, значит, ничего смертельного (по мнению его окружения) он ещё не натворил. С другой стороны такой дурак намного опаснее, потому, что если первого возможно обучить, то со вторым придётся воевать.

     Я умный, остальные – дураки.
     Угадайте, сколько людей так считает. Угадали, огромное большинство. Если мы наложим друг на друга это две идеи, что большинство людей считает себя умными, а остальных дураками, то мы с удивлением увидим, что каждый человек на земле в какой-то области самый настоящий дурак. Да, дураком является каждый человек, у каждого человека есть область, где он вместо молотка хватает микроскоп и пытается им забить гвозди. Хозяйка тратит неделю на генеральную уборку, вылизывая каждый уголок, а её маленькие дети сидят и скучают без мамы. Опытные учителя, великолепно знающие свой предмет, могут унизить своих учеников. Ученики им потом мстят, плохо учат предмет, учителя убеждаются, что ученики дураки, а ученики, что дураки учителя. При этом, с теми учениками, которых не унижают и не оскорбляют, у этих же учителей великолепные отношения.
     Другой пример, начальник, хороший специалист, решает показать, кто здесь хозяин, и награждает или милует не по заслугам, а по способности угодить. Его производство постепенно становится менее конкурентоспособным, но он всё продолжает и продолжает свою тактику.

     Быть дураком – это приспособление.
     Почему эти учителя и эти начальники на хорошем счету у своего начальства? Строгих учителей, унижающих своих учеников, любят их директора. А хозяйственников, имеющих любимчиков и не дающих спуску всем остальным - прикармливают их начальники. Почему, ведь это неэффективно? А потому, что такие "идейные"дураки предсказуемы. Удобно управлять таким учителем и хозяйственником, зная, где его слабое место. Действует негласный договор: "Я прощаю тебе твою тупость, а ты не трогаешь меня". Так мужу выгодна дура- жена. Не всё видит, не всё понимает. Так выгоден министр- дурак, не подсиживает премьера. Поэтому дураку многое прощается со словами: "Человек он такой". Если человек поймёт баланс, где с какими людьми и в каких обстоятельствах ему надо оставаться дураком, а где всё-таки надо быть умным, он становится успешным человеком. Плата за успешность – остаюсь дураком в некоторых местах.

     Быть умным – это сложно и больно.
     Как только человек отбрасывает идею, по которой он держался за свои глупости, и начинает действовать эффективно, он нарывается на неприятности. Если вокруг дураки, эффективно действовать нельзя, это вызов. Его спрашивают: "Ты что, самый умный?"Если действительно умный, то поймёт, что надо занять своё место, вернуться в ряд, пока не поздно. Потому что, дальше будут санкции. Поскольку умный человек непредсказуем, то у всех вышестоящих дураков есть рефлекс: "Гаси умника".
     Самый опасный сорт людей – это те, кто попытался жить эффективно, качественно, и получил ответный удар. Человек может или сникнуть, или попытаться обратно "играть дурачка". И выходит теперь какой-то злобный монстр. Разные вещи получаются, когда человек искренне верил, что надо подыгрывать, и когда его заставили это делать. Это разные люди, часто очень больные или опасные.

     А если всё же быть умным.
     Есть сорт людей, не умнее других, однако резко отличающихся от остальных внутренней смелостью. Эти люди решили быть умными. У них есть внутренний настрой на поиск более умных путей в том. что они делают. Во-первых, они честно признаются самим себе, на каком поле они умны, а на каком поле нет. Потому, что нельзя быть умным на всех полях. Более того, эти области постоянно уточняются, что именно неизвестно, а что известно, что умею, что не умею, чему надо обучиться. Если человек знает, что он многого в какой-то области не знает, он ищет соответствующего специалиста, советника, консультанта, помощника, начальника или высшую мудрость.

     Творчески "подыграть дураку".
     Поскольку мир таков, каков есть, по- настоящему мудрый человек заранее узнаёт степень дурости своего  партнёра и составляет сценарий, где лучше подыграть, где игнорировать, а где блокировать. Часто это приходится делать на ходу. Проверка  правильности сценария – эффективность того дела, которое на данный момент интересует человека.
     Правда, для осуществления этой стратегии, придётся отказаться от идеи, что есть хорошие и плохие, умные и глупые, Штирлицы и Лондоны, интроверты и экстраверты. То есть, не в том дело, что такое разделение людей не правильно. А в том дело, что не в этом суть. А суть в том, что измеряется эффективность собственных стратегий, и идёт выбор более лучшего варианта для достижения именно того, чего хочется.
     Чем это позиция отличается от той, когда человек позволяет себе быть умным в одном месте и дураком в другом, там где этого хочет, например, его начальство? Отличается это степенью свободы. Когда я дурак, потому что так надо моему начальству (или другу , или супругу) - это одна степень свободы. А когда я знаю, что от меня ждут дурацкого поведения, и я могу или подыграть, или блокировать, или проигнорировать эти ожидания, это другая степень свободы.

     Самое главное.
     Именно так становится интереснее жить.
                                 Елена Мурза

0
Ваша оценка: Нет