ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПРИТЯЖЕНИЕ -это качественное и безопасное психологическое сопровождение в сложные моменты жизни наших клиентов; это профессиональная команда психологов мастеров; это улучшение качества жизни методами XXI века; это личное консультирование, обучение на тренингах и семинарах и онлайн консультирование; это бесплатная ознакомительная программа и общение в ЧАТе; это постоянная практическая и исследовательская работа и возможность познакомиться с авторскими материалами.

Этапы обучения

                                             Этапы обучения Грегори Бейтсона.
      Знание этапов обучения помогает нам обучаться самим и помогать обучаться нашим детям и ученикам. Ни один этап нельзя проскочить. Наоборот, многие неприятности в школе и на работе связаны с пропуском определённых этапов обучения. Зная, на каком этапе стоит человек, можно спокойно подготавливать его к следующему этапу обучения. На каждом этапе свои формы и виды обучения.

  •       1этап: восприятие сигнала.
  •       2этап: ответ в зависимости от рода сигнала (обычное обучение).
  •       3 этап: разный ответ на один и тот же сигнал в зависимости от контекста (мастерство).
  •       4 этап: различение контекста контекстов (Бейтсон пишет, что очень мало людей это умеют).     

    Первый этап. Человек учится воспринимать сигнал.
     Если думать, что дело заканчивается реакцией на звук, и вид погремушки и продолжается её правильным захватом, то можно глубоко ошибиться. Любое новое обучение начинается с восприятия сигнала. Дети пошли в школу, они должны научиться слышать и видеть свою учительницу. Собственно, весь первый класс они это осваивают. Учитель что-то сказал, и чтобы ученик в этот момент ни делал, он учится реагировать на его слова . Учитель сказал: "Занимайтесь своим делом, а я буду Петю опрашивать", ученики учатся не реагировать на голос учителя, а писать заданное упражнение. Точно так же учатся Когда надо реагировать или не реагировать на указку. Чтобы смотреть, куда указка показывает, этому надо обучиться. Чтобы обратить внимание на верхнюю картинку на пятой странице в учебнике, этому надо обучиться. Вот почему так трудно делать домашнее задание с мамой. Ребёнок не умеет её слышать. Вернее, он слышит: "Кушай кашу, одевай пальто, пойдём гулять". А другие слова: "Садись за стол и делай уроки, возьми тетрадь, ручку", он не слышит. Его надо обучить слышать новые для него слова от мамы. Мама на первых порах проверяет, её слышат или нет. Пока нет уверенности в восприятии сигнала, нельзя говорить следующие слова. "Возьми тетрадь, повтори что я сказала, что надо сделать? Молодец, взял тетрадь. Положи тетрадь на стол, раскрой тетрадь. Повтори, что я сказала. Молодец, раскрыл тетрадь и т д."
     Если думать, что это только трудности первого класса, то можно ошибиться, потому что точно такие же этапы при каждом новом изучении чего-либо. Студент в институте начинает с того, что учится слушать лектора, смотреть справочные материалы, использовать указанное оборудование.

     Второй этап. Ответ в зависимости от рода сигнала.
     Ученик учится просто писать под диктовку на обычном уроке и писать очень внимательно на контрольной работе. Если мама что-то диктует по телефону, можно не думать о правописании, главное быстро записать. Сигнал один "запиши", но род сигнала отличается. Первый сигнал имеет род "обычная классная работа, упражнение", второй сигнал- это "контрольная работа, проверочная", третий сигнал  третьего рода - "запись необходимой информации".
    Мы можем вспомнить своих знакомых, которые не усвоили разницу ответа в зависимости от рода сигнала. Встретились два бывших одноклассника и  договорились обменяться телефонами. Если один быстро нацарапал номер мобильного на билете маршрутки, то другой долго ищет блокнот, открывает его на нужной страничке, устраивается на какое-нибудь сиденье, так как не может писать на весу, расписывет ручку и через десять минут очень тщательно и красиво записывает телефон одноклассника. Первый товарищ противник лишней траты времени, и вряд ли он захочет перезвонить однокласснику, ведь тот не усвоил, что ответ в зависимости от рода сигнала должен быть разным.
    Учеников в школе приходится учить не только тщательному деланию домашней работы, но и не деланию ненужной работы. Иногда учитель задаёт больше того, что в состоянии освоить ученик. Для хорошей учёбы надо выбрать главное и сделать только его. Даже списывая простое упражнение, ученик учится больше внимания уделять трудным словам и проверять в первую очередь их. "Старательная, но глупенькая", - так говорят о девочке, которая не различает рода сигнала и пытается тщательно сделать всё. Если её обучить больше внимания уделять одним местам и меньше другим, её успеваемость резко повысится.

     Третий этап. Разный ответ в зависимости от контекста.
     "Скажи, Олег, как тебе удаётся постоянно получать хорошие оценки по литературе? Нам же задают так много стихов". Умный Олег отвечает: "У меня целая система. Если стихотворение большое, я выучиваю первые два куплета и сразу поднимаю руку. На вторые два куплета спрашивают другого ученика, а у меня уже отличная оценка. Если стихотворение легко учится, я дома тренируюсь его красиво декламировать. После того, как полкласса ответило, и стихотворение уже надоело всем, я встаю и рассказываю его с душой. Конечно, я так не рискую, если наша русачка злая, я тогда использую любую возможность не попадаться на глаза. Например, бегаю по поручениям".
     Одно очень важное обучение, которому должны обучиться в школе, это различать справедливые и несправедливые ситуации. Девочке Миле поставили несправедливую оценку, это для неё трагедия, она плачет. А когда такую же оценку получил Олег, он решил подойти на следующий день к учителю. Он сказал: "Вчера был такой нервный день, возможно, что-то пошло не так, я знаю материал гораздо лучше, и оценка не совсем справедливая. Давайте я пересдам".
      Андрей любил задания по математике, потому что уважал своего учителя. Однако, он решил поступать в медицинский, математику он теперь изучает только в нужном для сдачи теста объёме. Зато он стал хорошо учить химию и биологию. Раньше с этими учителями он не дружил. Однако, рассудил Андрей, биология важнее дурного характера биологички. Он стал спокойно воспринимать её крикливый голос, спрашивал после урока трудные места. Постепенно у них наладился хороший контакт. Учительница стала гордиться своим учеником.
      На третьем этапе обучения мы учимся подчинять своё поведение целям и ценностям. Развивать нужные для наших долговременных планов способности.

     Четвёртый этап. Различение контекста контекстов.
     Можно определить этот этап, как создание необходимых контекстов для своих целей. Хотя данное понимание - это частный случай.
     Максим мечтал стать хорошим тренером по дзюдо. Однако его тренер уехал в другой город. Максим узнал, что в этом городе есть заочный факультет института физкультуры. Он временно туда переехал, продолжил тренировки и получил заочно высшее образование. Днём Максим работал на предприятии.
      После получения диплома Максим вернулся в родной город. Заниматься дзюдо хотели только несколько человек, однако и для этого не было места, и не было денег на аренду. Учителю физкультуры в школе платили очень мало. Для осуществления своей мечты Максим начал упорную деятельность. Не раз его договоры с очередным спонсором или арендодателем срывались, иногда на тренировки приходило два, три ученика, его воспитанникам ставили плохие баллы на соревнованиях. Однако постепенно его усилия стали более планомерными и мудрыми. Максим узнал всех городских любителей дзюдо. После открытия клуба, организации сайта, выпуска видеоматериалов, организации показательных выступлений на городских праздниках, дела пошли иначе. Сейчас к Максиму приезжают ученики с других городов. Его центр приобрёл известность.
                                             Елена Мурза
Похожие статьи: "
Что надо делать, чтобы ребёнок хорошо учился?",
                            "
Зачем развивать способности",
                           "
Направление мотивации при обучении",
                            "
Лучик внимания".
                            
 

0
Ваша оценка: Нет